О катамаранах2


Самый часто задаваемый вопрос - в чем преимущества катамаранного строения лодок перед обычными килевыми лодками глиссирующего типа – дает все основания выделить его в отдельный раздел. Попробуем полностью в нем разобраться. Катамараны BOATHOUSE имеют два надувных баллона совершенной гидродинамической формы и, не касающееся поверхности воды, днище. Килевые лодки имеют V – образное днище, достаточно глубоко сидящее в воде и заканчивающееся транцем, нижняя часть которого тоже находится в воде.

1. Принципы движения.

 Что происходит при движении катамарана - острой носовой частью баллонов, катамаран раздвигает воду и плавно выходит из нее в концевой закругленной части баллонов. Чем выше скорость, тем сильнее подъемная сила выталкивает катамаран из воды. Благодаря этому, катамаран БОТХАУС может идти с любой скоростью - от минимальной до максимальной, без ограничений. А так как угол атаки у баллонов БОТХАУС на воду минимальный ( от начала баллона до его номинального диаметра – почти полтора метра ), то и сопротивление воде минимальное. Именно поэтому, для уверенного движения со скоростью от  3 км в час до скорости 20 км в час, достаточно самого легкого мотора, мощностью всего 2,5 – 3,5 л.с..

Рассмотрим  движение килевой лодки. На малых скоростях лодка своей передней частью ( носом ) толкает воду перед собой. С ростом скорости, примерно с 6 – 7 км в час, нос лодки задирается, а транец глубже погружается в воду – настолько сильно сопротивление воды. Лодке необходимо «запрыгнуть» на воду, чтобы уменьшить сопротивление. При скорости 9 – 10 км в час, нос лодки уже очень сильно задран вверх и идти в таком режиме почти невозможно, да и небезопасно. И вот теперь то и нужен мощный двигатель, чтобы вытолкнуть лодку из воды и перейти в глиссирующий режим, который начинается с 20 км в час и более. Почему все это происходит? Тупой нос, большая площадь соприкосновения с водой и прямой угол транца - в совокупности создают огромное сопротивление, пока лодка не выйдет на глиссер. Но для того, чтобы вывести ее на глиссер, требуются мощные моторы.

Первым недостатком такого движения является то, что самая комфортная скорость на малых и средних реках, которая считается от 8 до 20 км в час, килевым лодкам  просто недоступна. Второй недостаток – экономический, потому что мощные моторы стоят достаточно дорого, много расходуют топлива, да и весят прилично. А третьим недостатком, можно считать период разгона, когда нос лодки задран - капитану не видно, что впереди, а глубоко уходящий под воду транец с двигателем, не позволяет вывести лодку на глиссер на мелководье.

Катамараны БОТХАУС этих недостатков не имеют.

2. Управляемость, остойчивость, курсовая устойчивость и поведение «на волне».

Благодаря тому, что катамараны опираются на воду двумя опорами (баллонами), а килевые лодки V – образным дном, катамараны гораздо более устойчивы, или говоря правильно – остойчивы, чем килевые лодки. Это элементарная физика  и понятно всем.

А курсовая устойчивость судна напрямую зависит от длины корпуса и стабилизирующих движение факторов: у килевых лодок это киль, у катамаранов БОТХАУС – баллоны с реданами по всей длине. Поэтому, благодаря своему строению и большой длине, у катамаранов в разы лучше курсовая устойчивость – движение по прямой без подруливаний, чем у килевых, а тем более плоскодонных лодок.

 Отдельно остановимся на поведении катамарана «на волне». Этот вопрос многим непонятен.  Перевернуть катамаран на спокойной воде – практически нереально, даже если весь экипаж усядется на один баллон – законы физики. А преимущество катамарана перед килевыми лодками «на волне» достигается тем, что катамаран, за счет больших передних и задних свесов баллонов, значительно большего размера, чем килевая лодка, и поэтому, он не проваливается между волн, а разрезает – раздвигает их остроносыми баллонами. Но кроме того, катамараны БОТХАУС не касаются днищем поверхности воды. Поэтому на волне получается своего рода амортизатор, чего нельзя сказать о V образном строении днища килевых лодок, погруженного в воду.

Что же касается управляемости, то она у катамаранов и килевых лодок разная: при разгоне килевые лодки задирают нос, катамараны идут ровно; делать резкие повороты при разгоне килевых лодок – не безопасно, на катамаранах - безопасно; движение на килевых лодках по прямой требует подруливаний, на катамаранах – практически нет; проходя повороты на скорости,  килевые лодки скользят наружу, катамараны – практически нет. Поэтому управляемость килевой лодки можно назвать более «драйверской», а катамарана – более легкой и безопасной.

3. Проходимость и безопасность.

Проходимость лодки по заросшим растениями местами рек и озер, по мелководью и по горным порожистым рекам - обеспечивают несколько показателей: осадка, площадь соприкосновения с водой и защищенность нижней части судна.

Катамаран имеет площадь соприкосновения с водой в 2 раза меньше килевой лодки, поэтому проходя по заросшим местам – он просто раздвигает растительность острыми баллонами и пропускает ее по сторонам и под днищем, которое не касается водной поверхности. Килевые лодки, толкая воду перед собой при движении, также и наталкивают кучу растений, как бульдозер, которую преодолеть можно, только сдав назад и продолжив движение уже по другой траектории.

Осадка у килевой лодки и катамарана примерно одинаковая и, казалось бы, на мелководье пройдут оба одинаково. Но нет, особенно против течения. Дело в том, что на реках в местах мелководья, как правило, достаточно сильное течение. Так вот, чтобы его преодолеть, килевой лодке необходимо добавить обороты двигателю, следовательно, нос лодки движется вверх, а транец с ногой двигателя - вниз и - упирается в дно. Можно, конечно, преодолевать мели на глиссере, но на большой скорости можно запросто повредить мотор или, в лучшем случае, винт, ударившись об топляк или камень. Катамаран в этой ситуации проходит эту же мель почти на холостых оборотах, но может и на средней скорости – нос у него не задирается, а корма с транцем не опускается под воду.

Что касается порожистых и горных рек, здесь и так все понятно, катамаран – это водный внедорожник. У килевой лодки самой уязвимой нижней частью является нижняя часть транца, которую можно повредить на первом же камушке. У катамаранов БОТХАУС нижняя часть баллонов дополнительно защищена реданами по всей длине и бронирована ПВХ тканью – то есть пробить снизу баллон нереально, а транец и днище – выше поверхности воды. Поэтому, на катамаранах БОТХАУС можно спокойно сплавляться по порожистым и горным рекам до четвертой категории сложности.

По безопасности самой конструкции, которая обеспечивается  количеством гермоотсеков, отливными клапанами и плотностью и качеством ПВХ ткани – килевые лодки и катамараны примерно одинаковы. Но если учесть внедорожные качества, поведение на волне и остойчивость – то катамаран окажется намного безопаснее килевой лодки.

4. Сборка, грузоподъемность и комфортабельность.

Мы не будем описывать процесс сборки, особенно жесткого настила на килевых лодках, заканчивающегося, как правило, нецензурными выражениями  владельцев. Принципиальная разница в том, что жесткий настил в килевых лодках нужно вставить под баллоны, а у катамаранов БОТХАУС – просто уложить его между баллонами, а затем, при накачивании баллонов до нужного давления, фиксаторы жестко зажмут настил между баллонами, транцем и шпангоутом. Именно поэтому, сборка катамаранов БОТХАУС одна из самых простых и быстрых.

По грузоподъемности катамараны однозначно проигрывают лодкам. Поэтому, при выборе модели катамарана, обязательно нужно обращать внимание не на размер, а на грузоподъемность. У катамаранов БОТХАУС передние и задние выносы баллонов по 90 см. Это необходимо для достижения выдающихся технических и эксплуатационных  характеристик. Именно поэтому, катамараны значительно легче килевых лодок такой же длины.

Комфортабельность судна определяется по многим параметрам: это и возможность выбора комфортной скорости передвижения, это и остойчивость лодки и легкая управляемость без подруливаний, это и безопасное поведение в различных условиях, это и большая ровная палуба, это и универсальность и проходимость. А еще комфортабельность судна создают удобные сиденья, тенты, рундуки и оборудование для рыбалки и отдыха. Поэтому, по комфортабельности, катамараны БОТХАУС - безусловный лидер. Более того, тот комфорт, который предоставляют катамараны БОТХАУС, считался ранее невозможным на надувных лодках.

5. Цена и экономичность.

Именно вопрос цены является приоритетным для многих. И здесь кроется самый интересный подвох (замануха), который многие не учитывают. Изначально, производство катамаранов намного сложнее и дороже килевых лодок. Поэтому катамаран всегда дороже килевой лодки такого же размера. Но мы же не покупаем автомобиль без мотора? Мы всегда смотрим цены на автомобили с разными двигателями и выбираем себе экономичный, комфортабельный, безопасный и, желательно, проходимый автомобиль по нашим финансовым возможностям. Такая же ситуация должна быть и с водным транспортным средством. Так вот, на килевую лодку, стоимостью около 1000 долларов необходимо установить мощный двигатель, стоимостью от 2500 долларов и выше, иначе лодка не выйдет на глиссирование. А если она не выходит на глиссирование – это сравнимо с автомобилем, ездящим только на первой скорости. А на катамаран такого же размера, стоимостью 1200 долларов, необходим двигатель, мощностью всего около 5 л.с., стоимостью до 1500 долларов.

Итого – 3500 долларов за килевую лодку или 2700 за катамаран БОТХАУС.

Что же касается экономичности по расходу топлива и эксплуатационным расходам – они более чем в два раза в пользу катамаранов. Достаточно сказать, что семиметровый катамаран БОТХАУС на одном литре топлива способен пройти более 20 км. Соответственно и автономное путешествие достигает немыслимых для моторных лодок величин – более 3000 км!

Подводим итоги.

Кажется, мы достаточно подробно описали все отличия катамаранов от килевых лодок, а также их достоинства и недостатки.  На основании всего вышеизложенного, можно подвести итоги. Килевые лодки имеют ряд преимуществ перед катамаранами: это большая грузоподъемность, низкая цена без двигателя, ощущение «драйва» при движении на глиссере и распространенность. Катамараны, в данном случае - катамараны  БОТХАУС : используют весь диапазон скорости при движении, более остойчивы, имеют лучшую курсовую устойчивость и лучшую всхожесть на волну, более безопасны, универсальны, могут по праву считаться  водными внедорожниками, легче и быстрее собираются, очень комфортабельны, имеют низкую цену с мотором и очень экономичны. Что же касается распространенности, то данная конструкция катамаранов была изобретена компанией BOATHOUSE  в 2012 году, о чем свидетельствуют Патенты на изобретение. Так что,  у катамаранов БОТХАУС – все еще впереди! Поэтому и девизом компании были выбраны слова – «Имея БОТХАУС – живешь с удовольствием».