О КАТАМАРАНАХ


    

      Самый часто задаваемый вопрос, — есть ли преимущества катамаранного строения лодок, по сравнению с обычными килевыми лодками?

И если есть, то почему надувных килевых лодок гораздо больше, чем катамаранов? Давайте с вами полностью разберемся в этом принципиальном вопросе. 

Катамаранное строение лодок

     1. Принципы движения.

     Катамараны BOATHOUSE имеют два цельных надувных баллона особой гидродинамической формы, днище и транец, которые не касаются поверхности воды. Таким образом, катамараны идут на двух баллонах, не касаясь днищем воды, с минимальным сопротивлением.

Килевые лодки имеют условно V – образное днище (за счет надувного киля), погруженное в воду, баллон и транец, нижняя часть которого тоже находится в воде. Таким образом, площадь контакта с водой у килевых лодок значительно больше.

     Что происходит при движении катамаранов BOATHOUSE: острой носовой частью баллонов с малым углом атаки, катамаран раздвигает воду и плавно выходит из нее в концевой части баллонов. Чем выше скорость, тем сильнее подъемная сила выталкивает катамаран из воды. Благодаря этому, катамараны BOATHOUSE могут идти с любой скоростью - от минимальной до максимальной - без переходных режимов. А так как сопротивление в воде у баллонов BOATHOUSE минимальное (плавный подъем от начала баллона до его максимального диаметра составляет почти полтора метра), то и скоростные характеристики у катамаранов просто отличные. Именно поэтому, для уверенного движения от минимальной скорости до скорости 25 км в час, достаточно легкого и экономичного мотора, мощностью до 6 л.с., а на самых больших моделях — до 15 л.с.. Свыше 25 км/ч возникает уже достаточно большое сопротивление: подъемная сила пытается вытолкнуть катамаран из воды, а он не имеет ровной поверхности для выхода на глиссирование. Поэтому, использование мощных моторов на водоизмещающих катамаранах Boathouse  - бессмысленно. Для них целесообразно использовать моторы малой мощности для комфортного и очень экономного передвижения.

     Рассмотрим  движение килевой лодки. На малых скоростях надувная килевая лодка своей передней “тупой» частью толкает воду перед собой. С ростом скорости, примерно с 7 – 8 км в час, нос лодки поднимается над водой, а транец глубже погружается в воду – настолько сильно сопротивление воды. Лодке необходимо «запрыгнуть» на воду, чтобы уменьшить сопротивление. При скорости 10 – 12 км в час, нос лодки уже очень сильно задран вверх и идти в таком режиме почти невозможно и небезопасно. И вот теперь-то и нужен мощный двигатель, чтобы вытолкнуть лодку из воды и перейти в глиссирующий режим движения, который начинается с 18 - 20 км в час и более. Почему все это происходит? Тупой нос, большая площадь соприкосновения с водой и, особенно, транец, находящийся в воде, создают огромное сопротивление, пока лодка не будет вытолкнута из воды мощностью мотора и не перейдет на глиссирующий тип движения. Но для того, чтобы вывести ее на глиссер, требуются мощные моторы. Причем, каждый человек в лодке очень сильно отнимает мощность двигателя. И часто бывает, что посадив еще одного человека в лодку, мощности мотора уже не хватает вывести ее на глиссирование. И тогда килевая лодка вынуждена толкать перед собой волну со скоростью до 10 км в час.

Достоинства водоизмещающих катамаранов Boathouse:

  • - легкий ход и отличная скорость на веслах, под парусом, под электромотором и бензиновыми моторами малой мощности;
  • - длина катамарана никак не отражается на скоростных характеристиках;
  • - возможность использования очень больших моделей катамаранов под моторами малой мощности, под парусом и даже на веслах;
  • - каждый член экипажа незначительно уменьшает максимальную скорость — на 0,7 — 2 км/ч, в зависимости от модели;
  • - использование всего диапазона скорости — от минимальной до максимальной;
  • - безопасность во всем скоростном режиме движения;
  • - экономия средств на покупке более легкого двигателя;
  • - экономное передвижение: в 2-3 раза меньше расход топлива, по сравнению с килевой лодкой.

Недостатки водоизмещающих катамаранов Boathouse:

  • - меньше максимальная скорость на мощных моторах, чем у килевых лодок;
  • - много брызг от баллонов на больших скоростях.

Достоинства надувных килевых лодок:

  • - хорошая максимальная скорость на мощных моторах.

Недостатки надувных килевых лодок:

  • - медленное передвижение на веслах и на моторах малой мощности;
  • - недоступен комфортный диапазон скорости от 10 до 20 км/ч;
  • - ограниченные размеры лодок и пассажировместимость;
  • - небезопасный переход от водоизмещающего движения к глиссированию, особенно, в случае резкого поворота;
  • - невозможность выхода на глиссирование на мелководье (во время переходного движения корма лодки с мотором очень значительно углубляется в воду, уменьшая проходимость);
  • - необходимость в мощном двигателе, стоимость которого в несколько раз превышает стоимость самой лодки;
  • - высокий расход топлива.

Принципы движения катамаранов

     2. Управляемость, остойчивость, курсовая устойчивость, поведение «на волне» и проходимость.

     Управляемость катамаранов Boathouse более плавная и абсолютно безопасная, чем у килевых лодок. Особенно нужно быть аккуратными при резком разгоне и выходе на глиссирование. При резком разгоне килевые лодки сильно задирают нос, ограничивая видимость, и намного увеличивают осадку, заглубляя корму с мотором. У катамаранов эти явления отсутствуют - разгон абсолютно ровный. На больших скоростях в поворотах лодки скользят наружу поворота, катамараны идут как по рельсам — по точно заданной траектории. Поэтому, управляемость килевой лодки требует определенных навыков и осторожности, а управляемость катамарана является более легкой, точной и безопасной.

     Катамараны Boathouse стоят на воде на двух баллонах, а килевые надувные лодки — V-образным дном. Понятно, что катамараны гораздо более устойчивы, или говоря правильно – остойчивы, чем килевые лодки. Можно спокойно ходить по ровной палубе надувного катамарана. Если несколько человек сядут на одну сторону килевой лодки, то это может привести к опрокидыванию лодки. Если на катамаране вся команда (хоть 10 человек) сядет на один баллон, то на спокойной воде они не смогут перевернуть катамаран, даже если захотят. Это качество позволяет безопасно купаться с катамарана, заниматься подводной охотой и дайвингом.

     Курсовая устойчивость судна напрямую зависит от длины корпуса и стабилизирующих движение элементов: у килевых лодок это киль, у катамаранов BOATHOUSE – баллоны с реданами в передней части и стабилизаторами курсовой устойчивости в задней части.  Поэтому, благодаря своему строению и большой длине, у катамаранов лучше курсовая устойчивость  (движение по прямой без подруливаний), чем у надувных килевых, а тем более плоскодонных лодок. В путешествии это качество особенно ценно.

     Как ведут себя надувные килевые лодки «на волне» — многие знают: глиссирование невозможно, они полностью повторяют движение воды, и встречают волну «тупым» носом. Боком к волне лодкам поворачиваться опасно — реально можно перевернуться.

Поведение катамарана «на волне» совершенно другое. Катамараны BOATHOUSE встречают волну острым носом, и могут скоростной режим движения выбирать любой, по комфортности. Кроме того, катамараны Boathouse не касаются днищем поверхности воды даже при полной нагрузке. Поэтому, на волнах баллоны работают, как амортизаторы. Благодаря отличной остойчивости, катамараны могут идти даже боком к волне. Конечно, все зависит от высоты волны и здравого смысла. Еще, есть общее правило - чем длиннее и жестче корпус лодки, чем больше диаметр баллона, - тем лучше и безопасней ведет себя судно на волне. Самая большая модель катамаранов Boathouse имеет 8,5м длины, 2,6м ширины и диаметр баллонов 65см. Вы видели надувную килевую лодку таких размеров? 

     Проходимость судна по заросшим растениями местам рек и озер, по мелководью и по горным порожистым рекам, обеспечивают несколько показателей: осадка, площадь соприкосновения с водой и защищенность нижней части лодки, находящейся под водой.

Катамараны BOATHOUSE имеют площадь соприкосновения с водой намного меньше килевых лодок. Поэтому, проходя по заросшим местам, катамараны просто раздвигают растительность остроносыми баллонами и пропускают ее под днищем, которое не касается водной поверхности. Килевые лодки, толкая воду перед собой при движении, также и наталкивают перед собой, как бульдозер, кучу растений, которую можно преодолеть, только сдав назад и продолжив движение уже по другой траектории. 

     Осадка у килевой лодки и катамарана примерно одинаковая и, казалось бы, на мелководье пройдут оба одинаково. Но нет, особенно против течения. Дело в том, что на всех реках в местах мелководья, как правило, достаточно сильное течение. Так вот, чтобы его преодолеть, килевой лодке необходимо добавить обороты двигателю, следовательно, нос лодки движется вверх, а транец с ногой двигателя и винтом - вниз и - упирается в дно реки. Можно, конечно, преодолевать мели на глиссере (тогда осадка у лодки минимальная), но на большой скорости можно запросто повредить мотор или, в лучшем случае, винт, ударившись об топляк или камень. Катамаран в этой ситуации проходит эту же мель на малых оборотах, но может пройти и на средней скорости – нос у него «не задирается», а корма с транцем не опускается под воду.

     Что же касается порожистых и горных рек, то здесь и так все понятно, катамаран – это «водный внедорожник». У килевой лодки самой уязвимой нижней частью является нижняя часть транца, которую можно повредить на первом же камне. У катамаранов BOATHOUSE нижняя часть баллонов дополнительно защищена по всей длине – то есть пробить снизу баллон достаточно сложно, а транец и днище находятся выше поверхности воды, даже при полной загрузке. Поэтому, на катамаранах можно спокойно передвигаться по порожистым и горным рекам до третьей категории сложности. Главное – не пропускать выступающие из воды валуны между баллонами – можно повредить передний шпангоут и транец.

Остойчивость курсовая устойчивость катамарана

     3. Сборка-разборка, вес, грузоподъемность и пассажировместимость.

     Мы не будем описывать процесс сборки, особенно установки жесткого настила на килевых лодках. Он заканчивается, как правило, нецензурными выражениями  владельцев и мокрыми от пота лицами. Принципиальная разница в том, что жесткий настил в килевых лодках нужно вставить под баллоны в стрингер, а у катамаранов БОТХАУС – просто положить его на днище между баллонами, чуть выше средины. А затем, при докачивании баллонов до нужного давления, фиксаторы жестко зажмут настил между баллонами, транцем и шпангоутом. Именно поэтому, сборка катамаранов BOATHOUSE - одна из самых простых и быстрых. Особенно, если основной воздух в баллоны накачивать электронасосом, работающим от прикуривателя автомобиля.

     Если сравнивать вес килевых надувных лодок с жестким настилом и катамаранов Boathouse, с аналогичной пассажировместимостью, то катамараны, в среднем, на 25% будут легче.

     Грузоподъемность и пассажировместимость — взаимосвязанные понятия, которые зависят от диаметра баллонов и длины судна. Никто не задумывался, почему самые большие надувные килевые лодки около 4,5 м длиной и грузоподъемностью около 800 кг? Все очень просто: чтобы вывести такой объем и вес на глиссер, необходим двигатель 25 — 40 л.с.. Сколько человек поместятся в лодку 4,5 м длиной? Шесть, максимум восемь. О каком-то комфорте говорить вообще не приходится: сидят или на деревянных лавках, или на баллонах. А если мощности мотора не хватит вывести лодку на глиссирование, тогда скорость будет около 10 км в час. А моторы еще большей мощности уже требуют других материалов транца, другого строения лодки и дистанционного рулевого управления. Это уже совсем другой бюджет и другая конструкция. Для тех, кто не знает, сколько стоят лодочные моторы, даем средние данные по японским 4-х тактным двигателям: мощностью 5-6 л.с. - около 1400$, 15-20 л.с. - около 3200$,  25-30 л.с. - от 4000$.

     У катамаранов Boathouse все совершенно по другому. 5 — 6 метров длины — это средняя длина катамаранов. Если мы возьмем, к примеру, шестиместную модель Sea Fisher 550, с диаметром баллона 50 см, то она весит на 20% меньше надувной килевой лодки, длиной  4,5 м. Оптимальная мощность мотора для этого катамарана - 6 л.с. Если нужна скорость более 20 км/ч с полной нагрузкой — ставим двигатель, мощностью 15 л.с.. Если в самом большом катамаране Sea Fisher (8м длиной) разместить 10 человек на персональных мягких креслах и установить мотор, мощностью 15 л.с., скорость будет около 20 км в час.

Проведем простой эксперимент: на Sea Fisher 800 ставим двигатель 6 л.с. и размещаем с комфортом 10 человек, а в 3-х метровую килевую лодку посадим всего 3 человека, и тоже установим такой-же мотор. Катамаран легко обгонит лодку!   

 

Ходовой тент для лодки катамарана

 

     4. Безопасность и комфортабельность.

     По пассивной безопасности, которая обеспечивается количеством гермоотсеков, наличием отливных клапанов, плотностью и качеством ПВХ ткани, -  килевые лодки и катамараны примерно одинаковы. Но! У катамаранов BOATHOUSE намного лучше остойчивость: если вся команда сядет на один борт (баллон), катамаран не перевернется. Конструкция катамаранов BOATHOUSE является непотопляемой: даже при полной нагрузке днище не касается поверхности воды. Поэтому, даже если катамаран с полной нагрузкой полностью накроет волна, он будет оставаться на поверхности (есть запас плавучести), а вся вода из катамарана уйдет через отливные клапана. Если еще учесть «внедорожные» качества (проходимость) катамаранов, отличное поведение на волне и абсолютно безопасное управление, то катамараны BOATHOUSE оказываются намного безопаснее килевых лодок.

     Комфортабельность судна определяется по многим параметрам:

  • - возможность выбора комфортной скорости передвижения;
  • - пассивная и активная безопасность;
  • - хорошая легкая управляемость и курсовая устойчивость;
  • - ровная палуба и вместительность;
  • - наличие вещевых отсеков и рундуков;
  • - удобная посадка, количество и разнообразие дополнительного оборудования для рыбалки и отдыха;
  • - возможность длительное время находиться на борту без признаков усталости.

Понятно, что о комфортабельности килевых надувных лодок говорить вообще не приходится. Даже тюнинг не сильно меняет ситуацию: становится удобнее, но не намного. Конечно, если сравнивать с катамаранами BOATHOUSE. Тот уровень комфорта, который предоставляют катамараны БОТХАУС своим владельцам, считался ранее невозможным на легких надувных конструкциях!

 

Грузоподъёмность катамарана

 

     5. Цена, экономичность и надежность.

     Экономичность катамаранов, в сравнении с килевыми лодками, мы уже рассматривали выше. По расходу топлива катамараны BOATHOUSE в 2-3 раза экономичней килевых лодок. Средний расход топлива на надувных килевых лодках сопоставим с автомобильным — около 10 л на 100 км, если в лодке не больше 3-х человек. У катамаранов BOATHOUSE нет такой критической зависимости от нагрузки и количества пассажиров на борту. На 10 литрах бензина катамаран с двумя-тремя людьми может пройти более 300 км, а  8-ми метровый катамаран BOATHOUSE с шестью пассажирами и вещами для похода на 10 литрах топлива способен пройти более 200 км! Если вы выехали на рыбалку на несколько часов, разница не очень ощущается, а вот если на несколько дней или недель....    

     Цена. Именно вопрос цены является важным, и для многих - приоритетным. И многие, не вдаваясь в подробности и, не принимая во внимание все, что мы подробно рассматривали выше, и попадают впросак. Берут цену килевой надувной лодки с определенной пассажировместимостью и сравнивают с ценой аналогичного катамарана Smart-Fisher (42 баллон), Fisher (45 баллон) или Sea Fisher (50 баллон). И вот разочарование: катамаран оказывается на 100-300 долларов дороже. Зачем же переплачивать? «Ну посижу на досточке как нибудь, ну не буду выходить на воду в волну, буду аккуратненько газовать... Ну подумаешь, расход топлива, - сколько там я наезжу? Ведь все же как-то ходят на таких лодках?!»

Выбор сделан. А потом начинается, «о боже, я же не знал, что надо покупать такой мотор, а сколько он стоит?!» И тут сэкономленные 200 долларов превращаются в переплаченные 1200 долларов и даже более! Помните пословицу - «скупой платит дважды»?   

     Производство (изготовление) катамаранов BOATHOUSE сложнее и дороже производства килевых лодок. И материалы для катамаранов применяются только самые лучшие: немецкие ПВХ-ткани, морская фанера, аирдэк и алюминий. Все рассчитано на долгую (свыше 10 лет) и беспроблемную эксплуатацию. Поэтому, катамаран всегда стоит дороже килевой лодки такой же пассажировместимости. Но мы же не покупаем себе автомобиль без мотора? Мы всегда смотрим цены на автомобили с разными двигателями, и выбираем себе хорошо управляемый, экономичный, комфортабельный, безопасный и, желательно, проходимый автомобиль. Такая же ситуация должна быть и с водным транспортным средством. Как об этом можно не думать???

   

Надежный безопасный катамаран

     Итоги.

     Теперь вы сможете ответить на самый часто задаваемый вопрос: «есть ли преимущества катамаранного строения лодок, по сравнению с обычными килевыми лодками? И если есть, то почему надувных килевых лодок гораздо больше, чем катамаранов?

Надеемся, что да. А мы, команда компании BOATHOUSE, поможем вам.

Во-первых, данная конструкция катамаранов, несмотря на очевидную простоту, была изобретена только в 2012 году, о чем свидетельствуют Патенты на изобретения. Это стало возможным, благодаря современным высокотехнологичным материалам и с привлечением к работе профессиональных путешественников, спортсменов, высококлассных специалистов и лучших конструкторов.

Во-вторых, многие еще просто не знают, что есть такие лодки – катамараны BOATHOUSE – с такими характеристиками и такими эксплуатационными показателями.

В-третьих, подбирая себе лодку, обращают внимание только на цену лодки без мотора, а не считают конечную стоимость комплекта - с мотором и дополнительным оборудованием. И не учитывая, что современный водный транспорт рассчитан на долгие годы эксплуатации.

В-четвертых, компания BOATHOUSE самостоятельно развивается без привлечения внешних капиталов. А значит, расходы на рекламу и продвижение минимальные. В основном, за счет положительных отзывов владельцев катамаранов Boathouse. Некоторые наши клиенты предпочитают только катамараны BOATHOUSE и имеют до 5 разных моделей!

И в-пятых,- простая человеческая инертность или консервативность: с опаской и недоверием относиться к чему-то новому, прогрессивному. Автомобили уже доказали, что новые модели лучше старых. Много ли сегодня найдется желающих ездить на Жигулях и Москвичах?  Теперь на очереди — водный транспорт!

Безопасность комфорт катамаранов BOATHOUSE

«Имея BOATHOUSE – живешь с удовольствием».